Охотники на панцерваффе — сюрприз от Сталина

Танковые баталии в Великой Отечественной войне это отдельная тема в противостоянии фашистов и советской армии. Однако, в 1943 году, перед битвой на Курской дуге у СССР был серьезный дефицит эффективных противотанковых средств для уничтожения новейших для того времени «тигров» и «пантер». Для того, чтобы окончательно переломить ход войны Советскому Союзу срочно требовалось новое и действенное оружие, которое ко всему прочему, должно было быть недорогим и быстро изготовляемым.

Решение было неожиданным и касалось авиации, которая в те годы была беспомощна и практически бесполезна в борьбе с танками. В середине 1942 года советский конструктор Иван Александрович Ларионов предложил бомбить бронетехнику противника не 100-килограммовыми бомбами, а россыпью маленьких кумулятивных бомбочек, получивших впоследствии наименование ПТАБ-2,5-1,5 (ПТАБ – противотанковая авиабомба).

«Фишка» новой советской авиабомбы заключалась в том, что в 2,5 кг бомба пробивала семидесятимиллиметровую броню, в то время как верхняя броня «тигра» была всего лишь 28 мм, а у «пантеры» и того меньше – 18 мм. При попадании «подарок с неба» пробивал броню взрывом, и, хотя отверстие было маленьким, но в заброневое пространство танка влетали раскаленные газы и капли расплавившейся от огромного давления брони. Одного попадания зачастую было достаточно, чтобы танк загорелся, а так как внутри этих железяк были боеприпасы, то участь экипажа и самой бронемашины была незавидной.

Бомба Ларионова была разработана в 1942 году в Центральном конструкторском бюро № 22, которое специализировалось на разработке взрывателей, и снаряжалась в кассеты по 48 штук. Плюсом такой упаковки было то, что теперь наши штурмовики Ил-2 могли вместо четырех 100-килограммовых бомб взять четыре контейнера с ПТАБ-2,5-1,5 и буквально поливать ими колонны врага.

Ценность военного изобретения Ларионова не вызывала сомнений и 14 апреля 1943 г. был подписан акт об испытании ПТАБ-2,5-1,5, а затем Сталин дал задание: к 15 мая, т.е. к моменту, когда дороги просохнут, изготовить 800 тыс. таких бомб! 150 заводов Советского Союза бросились выполнять этот заказ и, разумеется, выполнили.

Дело упрощалось тем, что в отличии от снарядов аналогичного веса, бомба Ларионова была гораздо проще и дешевле в изготовлении, что и позволило ей стать самой массовой советской авиабомбой за время Второй Мировой войны. При этом новинка держалась в тайне и по приказу Сталина до Курской битвы нигде не применялась.

 

Одними из первых применили ПТАБ летчики 2-ой гвардейской и 299-ой штурмовых авиадивизий. Это произошло на участке Малоархангельск – Ясная Поляна, где были сорваны до 10 массированных атак немецких танков и мотопехоты. Еще 90 единиц бронетехники было сожжено штурмовиками 3-го и 9-го авиакорпусов, когда фашисты переправлялись через реку Северный Донец.

Ещё один исторический пример использования ПТАБ произошел 7 июля 1943-го года, когда штурмовики Ил-2 сорвали танковую атаку гитлеровцев у Сырцево – Яковлево, отправив в металлолом около 200 единиц техники. Тем же днем наша авиация нанесла удар по колонне, шедшей по дороге Томаровка – Черкасское, уничтожив за два налета около 20 танков.

10 июля 1943 года советская авиация нанесла удар по немецким танкам перед фронтом нашей 2-й танковой армии в районе Первых Поводырей. Наши танкисты захватили поля боя, не дав немцам вывезти подбитую технику для ремонта, и комиссия ее осмотрела. Было установлено, что пикирующие бомбардировщики с бомбами весом 100 и 250 кг уничтожили только пять немецких танков, а штурмовики ПТАБами – 39. А взятый в плен немецкий лейтенант-танкист на допросе показал: «6 июля в 5 часов утра в районе Белгорода на нашу группу танков – их было не меньше сотни – обрушились русские штурмовики. Эффект их действий был невиданный. При первой же атаке одна группа штурмовиков подбила и сожгла 20 танков. Одновременно другая группа атаковала отдыхавший на автомашинах мотострелковый батальон. На наши головы градом посыпались бомбы мелкого калибра и снаряды. Было сожжено 90 автомашин и убито 120 человек. За все время войны на Восточном фронте я не видел такого результата действий русской авиации. Не хватает слов, чтобы выразить всю силу этого налета».

За годы Великой Отечественной войны (в 1943—1945 гг.) в армию было поставлено 14,6 млн бомб Ларионова. Сам конструктор в январе 1944 года был награждён за разработку ПТАБ и взрывателя к ней орденом Ленина, а в 1946 году — удостоен звания лауреата Сталинской премии.

Андрей Рухлов

Крошка Ру

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Adblock
detector